Все о вязкости моторных масел. Часть 2

Вязкость маслаВ первой части статьи мы рассмотрели принципы изменения вязкости моторных масел. Теперь пришло время разобраться с главным вопросом: на какие значки на упаковках масел стоит обращать особое внимание и что они означают.

Еще раз вспомним об основной задаче моторного масла – это предотвращение сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а так же обеспечение минимальной силы трения сохраняя максимально возможную герметичность рабочих цилиндров. В этом вопросе необходимо учитывать тот факт, что у разных двигателей разница в зазорах и рабочих температурах может сильно отличаться, а следовательно должны будут отличаться и необходимые свойства масел. В связи с этим разработаны системы допусков автопроизводителей для моторных масел, плюс к этому существуют разные температурно-вязкостные требования, которые отличаются по нескольким международным классификациям. Мы рассмотрим наиболее распространенные и актуальные в наши дни типы классификаций стандартов и допусков моторных масел. Это такие как API, SAE и ACEA.

API – Американский институт нефти (API Engine Service Classification System)

Масла, которые соответствуют действующим требованиям категорий качества по API маркируются такими знаками:

Вязкость масел

API обладает двумя основными разделами классификации масел:

  • S для бензиновых двигателей (сегодня существует 3 действующих класса категории S – SJ,SL,SM)
  • С для дизельных двигателей (имеет 6 действующих категорий см.таблицу)

Сегодня так же можно встретить в продаже масла с уже устаревшими классификациями масел по API. Это связано с тем, что автомобили выпускавшиеся ранее продолжают эксплуатироваться.

Вязкость маселВязкость масел

SAE расшифровывается как Общество Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers). По SAE моторному маслу присваивается индекс высокотемпературной вязкости, который измеряется только при двух температурных показателях: при 100°С и при 150°С (см. таблицу значений вязкости по SAE). Эти показатели и являются абсолютными величинами при указании вязкости по SAE, но то как изменяется кривая вязкости масел разных марок до и после указанных выше температур, на практике является более важным показателем, при том что у каждого моторного масла своя кривая изменения вязкости в зависимости от температур. Обратим внимание, что даже в этих указанных точках температур, требования к вязкости не подразумевают точных значений, и имеют довольно широкий диапазон.

Из этого следует, что даже два моторных масла разных производителей имеющих индекс вязкости к примеру 10W-40W, могут обладать разной абсолютной вязкостью при одних и тех же величинах температур (например 90°С, 125°С или 140°С). Именно динамика изменений вязкости зашифрована в маркировках допусков и классификациях моторных масел. Важно рассматривать масла не только как хорошие или плохие, но и как подходящие или нет по своей динамике изменения вязкости конкретно для конструкции двигателя вашего автомобиля.

Вязкость масел

Т.о. если в двигатель залито масло с бОльшим показателем вязкости, чем предусмотрено производителем, то двигатель постоянно будет работать при повышенных температурах, что будет способствовать ускоренному его износу и сокращению общего моторесурса. Так же повышенные рабочие температуры отрицательно скажутся и на ресурсе самого масла, т.к. из-за повышенной температуры будет происходить ускоренное окисление масла, что быстрее приведет его в негодность.

Самое неприятное, что заметить негативные последствия от завышенной вязкости масла, вы сможете только после 80-100тыс. км. пробега. И доказать вину автосервиса/дилерского центра в случае, если вам такое масло настоятельно порекомендовали «эксперты», вы не сможете. Именно в связи с этим фактом, большинство сервисменов и даже официальных станций не утруждают себя в вопросе соответствия моторного масла для вашего автомобиля. Более того, им даже выгодно, если по завершении гарантийного срока, двигатель вашего автомобиля «прикажет долго жить».

Противоположная ситуация возникает, в случае заниженной вязкости масла. Низковязкие масла как правило относят к классу энергосберегающих, т.к. они обладают пониженной вязкостью при высоких температурах и скоростью сдвига HTTS (свыше 100°С). Из-за этого по SAE они так же как и обычные масла легко получают допуск. Поэтому на маслах с пониженной следует искать допуск по ACEA.

ACEA – Ассоциация Европейских автопроизводителей (Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles — Association of European Car Makers) система вступила в действие с 1996г.

Согласно ACEA моторные масла разделяют на три класса:

  • A масла для бензиновых двигателей
  • B масла для дизельных двигателей малой мощности применяются в легковых, а так же грузовых автомобилях малой грузоподъемности.(Light Duty)
  • C для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty)

Европейские требования к качеству и стандартам моторных масел являются более широкими и строгими, нежели американские.

Вот некоторые отличия конструкции и условий эксплуатации европейских двигателей от американских:

  • европейские двигатели обладают меньшей массой
  • большая мощность в соотношении (оббьем двигателя/л.с.)
  • более высокая степень форсировки и увеличенный диапазон рабочих оборотов
  • более тяжелые режимы при городской езде
  • более высокие ограничения по максимальной скорости передвижения

Система тестирования моторных масел по ACEA предусматривает не только лабораторные испытания моторных масел, но и стендовые испытания на моторах. Что позволяет гарантировать качество и непрерывность смазки двигателей при любых эксплуатационных условиях, учитывая так же обороты двигателя и рабочие температуры. Поэтому наличие допуска по ACEA намного важнее на упаковке моторного масла, нежели SAE и API вместе взятые. Необходимо учитывать, чтобы допуск по ACEA соответствовал вашему двигателю (ниже приведена таблица допусков по ACEA).

Вязкость масел

Чем опасна заливка масла с пониженной вязкостью в обычный двигатель?

Важно понимать, что для таких масел, проектируют специальные двигатели. Обычные двигатели не рассчитаны под такие масла и применять в них низковязкие масла не просто вредно, но даже опасно. Проблема заключается в том что в обычных двигателях такие масла при высоких рабочих температурах не способны образовывать достаточную толщину слоя масляной пленки на парах трения, за счет чего происходит повышенный расход масла на угар и повышается сила трения. Так же это способствует отложениям в двигателе, которые очень сильно сокращают срок службы двигателя. При определенных обстоятельствах может возникнуть угроза «клина» двигателя. А ремонт двигателя – удовольствие не из дешевых. Вывод: заниженная вязкость для обычного мотора гораздо опаснее завышенной. В связи с этим при выборе масла для обычного двигателя, ни в коем случае нельзя брать масла классов ACEA A5/B5 и ACEA A1/B1. Так же крайне не желательно заливать в двигатель масла, на которых указан только один допуск.

И в завершении приведены обозначения которые могут встречаться на упаковках моторных масел:

  • ML - масло для бензиновых двигателей, работающих в легких условиях (L — light)
  • DG - масло для дизельных двигателей, работающих в легких условиях (G — general)
  • ММ - масло для бензиновых двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М — moderate)
  • DM - масло для дизельных двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М — moderate)
  • MS - масло для бензиновых двигателей, работающих в тяжелых условиях (S — severe)
  • DS - масло для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях (S — severe)
  • Regular oil - минеральное масло без присадок, полученное путем вакуумной дистилляции без дальнейшей обработки (straight mineral oil)
  • Premium oil - минеральное масло с противоокислительными присадками
  • Heavy Duty oil, HD oil - масло с противоокислительными, моющими и диспергирующими присадками для мощных двигателей

 

Подельиться новостью:

Добавить комментарий